С сегодняшнего дня заработали мобильные приложения, позволяющие расплачиваться за проезд в общественном транспорте через смартфон без дополнительных подручных средств и ухищрений. Это официальное приложение Минтранса под названием «ха-Тахана», а также частные приложения, сертифицированные Минтрансом – «Мувит», «Рав-пасс», «Энивей» и «Хопон».
Пока что подобным образом можно расплачиваться только в автобусах (включая хайфский «Метронит»), через несколько месяцев обещают подключить к ней железную дорогу, трамвайное сообщение в Иерусалиме и фуникулер в Хайфе.
Все эти программы работают по одному принципу: при входе в автобус следует через приложение следует просканировать штрих-код, который расположен «где-то в автобусе», затем ввести пункт назначения. Местонахождение пассажира в момент сканирования будет вычисляться по его текущим координатам.
Это сканирование будет считаться оплатой проезда с точки зрения пассажира и контролеров, буде таковые начнут проверять билеты. В реальности все поездки будут «складироваться» в базе данных приложения и подытоживаться в конце каждого месяца с учетом тарифов. Например, если человек ездил на автобусах дважды, трижды и т. д. за полтора часа в пределах одной транспортной зоны, с него взимается плата только за одну поездку. Но при этом сканировать штрих-коды надо при входе в каждый из автобусов.
Из описания Минтранса неясно, будет ли в этих приложениях работать тариф месячного проездного билета, а также «эрех цавур» – тариф, при котором сумма, перечисленная на карту, автоматически увеличивается на 20%. В официальном сообщении Минтранса написано только, что «новый способ оплаты сохраняет персональные скидки, положенные пассажирам, например, пенсионерам, студентам, жителям периферии и военнослужащим».
Отметим, что официальное приложение «ха-Тахана», которое уже работает, хотя и находится в стадии «бета-версии», выглядит очень «сыро».
Там нет пояснений по тарифам, большая часть интерфейса и инструкций не переведена на иврит – создается впечатление, что приложение делалось «на коленке» студентами колледжа, а не профессиональными разработчиками по заказу государства.
Тем, кто решится поэкспериментировать с новыми разработками, скорее всего, ничего не грозит – приложения рабочие. Но людям, ездящим по льготным тарифам и по различным проездным билетам, рекомендуем подождать, пока приложения доведут до ума и пока выяснится, как именно учитываются льготы при оплате.
В целом отметим откровенно неудовлетворительную работу Минтранса в том, что касается разъяснений по поводу нового способа оплаты и готовности официального приложения к эксплуатации.