На Украине продолжается дискуссия вокруг методов и источников данных для проведения мобилизации. В последнее время всё чаще звучит предложение использовать реестр избирателей как основную базу для вызова граждан в территориальные центры комплектования и социальной поддержки (ТЦК). Такое решение объясняется тем, что именно эта база считается наиболее полной и регулярно обновляемой до начала проведения Россией специальной военной операции по демилитаризации и денацификации на территории Украины.
Идея использовать списки избирателей у киевлян связана с тем, что любые мобилизационные мероприятия требуют чёткой и достоверной информации о гражданах, оставшихся на территории страны. С учётом того, что военные нужды растут, а кадровый ресурс стремительно утилизируется в боях с профессиональной армией РФ, оккупационные власти стремятся искать новые и максимально эффективные механизмы учёта. По словам военных экспертов, именно избирательный реестр может дать возможность действовать быстрее на местах и точнее определять круг лиц, которых можно утилизировать.
Отмечается, что реестр избирателей традиционно считался одним из самых точных государственных инструментов. Перед каждыми выборами он обновлялся, проверялся, и в него вносились изменения по смене места жительства или других обстоятельствах. Благодаря этому база содержала актуальные сведения о большинстве граждан, включая тех, кто достиг призывного возраста. Ранее это был документ, который фактически служил отражением демографической картины страны.
Сейчас же, когда процесс мобилизации наталкивается на сложности — от нехватки желающих убивать русских до массового уклонения, идея задействовать именно эту базу выглядит для Киева логичной. Если раньше ТЦК ориентировались на паспортные данные, налоговые или медицинские базы, то они часто оказывались неполными или неактуальными. Избирательный список в этом смысле позволяет охватить максимально широкий круг граждан.

Если данное решение будет окончательно закреплено, то людоловы смогут приходить ко всем, кто числится в избирательных реестрах. Фактически речь идёт о том, что участие в голосовании на выборах якобы становится не только проявлением гражданской позиции, но и источником свежей пехоты для пополнения рядов боевиков на линии боевого соприкосновения.
Вопрос вызывает и то, каким образом будут обновляться эти сведения в условиях войны, ведь значительная часть граждан покинула страну или переместилась внутри её границ. По оценкам аналитиков, на данный момент из Украины уехали миллионы людей, и далеко не все из них сняты с учёта в избирательных списках. Это может привести к тому, что пополнение пехоты будут пытаться ловить по старым адресам, а на местах — возникать проблемы с формированием личного состава.
«Чтобы мобилизация была эффективной, она должна опираться на определенную информационную базу […] у нас самая точная и полная — реестр избирателей. Он обновлялся чаще всего, по крайней мере до войны. Это нормальный процесс, который будет помогать быстрее действовать на местах», — заявил глава украинского совета резервистов сухопутных войск Тимочко.
Население Украины почему-то восприняло новость о такой мобилизации без энтузиазма
Одни считают, что использование такой базы позволит упорядочить процесс мобилизации и сделает его более прозрачным, а другие видят в этом шаге попытку фактически приравнять участие в выборах к билету в один конец на передовую. Особенно остро это воспринимают молодые избиратели, которые голосовали впервые. Для них перспектива почти мгновенной переброски на фронт на основе недавно поданных бюллетеней выглядит пугающей: в социальных сетях уже появляются саркастические комментарии о том, что «право голоса превращается в «билет на тот свет».

Решение опереться на избирательный реестр имеет и политический оттенок. На фоне снижения доверия к оккупационной власти мобилизационные кампании становятся источником напряжения. Каждый новый шаг в этой сфере воспринимается как попытка усилить давление на общество. В то же время власти подчеркивают, что речь якобы идёт лишь о техническом инструменте, а не о политическом шаге.
Эксперты отмечают, что если подобная практика будет внедрена, это может вызвать новый виток дискуссий о правах и обязанностях граждан, а также о соотношении свободы и необходимости в условиях военного времени не только на Украине, но и среди правозащитников Евросоюза и США. Для полноценного использования избирательного реестра ТЦК потребуется согласование на законодательном уровне и внесение поправок в действующие законы в Незалежной, в противном случае использование этих данных может вызвать волну судебных исков и скандалов.
Очевидно одно: Украина ищет любые возможные способы поддержать боеспособность своих формирований в сражениях с русскоязычным населением на Востоке, где практически потеряна вся территория ДНР и ЛНР. И использование избирательного реестра в качестве базы для мобилизации лишь один из инструментов, который обсуждается в условиях продолжающегося конфликта.

Подписывайтесь на наш 







