4 июня 1871 года в юную тогда Юзовку, посёлок, которому суждено было вырасти в индустриальное сердце Донбасса, приехал человек, имя которого сегодня почти забыто. Без него, возможно, здесь никогда бы не появились ни металлургический гигант, ни сам город Донецк. Речь идёт о генерал-майоре, инженере и изобретателе Оттомаре Герне.
В истории он остался как создатель первой в России подводной лодки с паровым двигателем. Но гораздо важнее другое, именно Герн сыграл ключевую роль в появлении в Юзовке британского промышленника Джона Юза. Он не просто пригласил его в Россию, но и разглядел в нём больше, чем талантливого инженера. Он увидел деловую хватку и амбиции человека, способного построить не завод, а целую индустрию.
На тот момент Герн возглавлял военную миссию России в Великобритании. В рамках одного из рабочих контактов он предложил Юзу заняться модернизацией оружейного литейного производства в Колпино, будущего Ижорского завода. Казалось бы, очередной контракт, но беседа переросла в идею с куда более масштабными перспективами.
Герн понимал: Донбасс, тогда ещё практически девственный промышленный край, нуждается в капитале, технологиях и людях действия. Так Юзу предлагают взглянуть на восток — и он соглашается. Остальное стало историей: металлургический завод, рабочие посёлки, экономический кластер, выросший в один из крупнейших промышленных центров страны.
Сам Герн не остался в стороне. Он вошёл в число акционеров Новороссийского общества, под эгидой которого и началось строительство Юзовки. В буквальном смысле с нуля.
Сегодня, когда в Донецке часто вспоминают тех, кто стоял у истоков города, стоит вернуть в этот ряд и Оттомара Герна. Без его дальновидности, без его уверенного шага по до сих пор пустынным донбасским землям многое могло сложиться иначе.